Для преодоления кризисных явлений в социально-демографической сфере считаем необходимым констатировать следующие принципиальные положения и механизмы:
1. Преодоление современных социально-демографических проблем мы видим на пути возрождения трех- (и более) поколенной семьи (далее – трехпоколенная семья), как основы для создания всей полноты условий для воспроизводства народа из поколения в поколение.
Трехпоколенная семья должна быть признана самостоятельным субъектом общественных правоотношений, на которого должны быть направлены специфические формы взаимодействия и поддержки со стороны общества.
2. Важнейшим условием сохранения уклада трехпоколенной семьи является совместное компактное, либо соседское проживание супружеских пар и детей, внуков, правнуков, обеспечивая «граждан жильем общей площадью не менее 33 кв.метров на человека к 2030 году и не менее 38 кв.метров к 2036 году» (Указ Президента России № 309 от 07.05.2024 п.4 «б»).
Для реализации данной задачи у общества должны возникнуть обязательственные отношения к трехпоколенний семье, имея ввиду создание условий равной бытовой комфортности проживания как в городе, так и на природе. Эталоном, распространяемым на всю территорию страны, следует признать бытовую комфортность проживания в столице.
Для обеспечения условий проживания на природе необходимо предусмотреть выделение и закрепление в бессрочное пользование за трехпоколенной семьей приусадебный участок не менее 1 га., имея ввиду автоматический перевод этих земель в «земли поселений» с соответствующим перечнем видов разрешенной деятельности.
Для обеспечения условий проживания трехпоколенной семьи в городе необходимо предусмотреть целенаправленное создание пула рядом, либо по соседству расположенных квартир.
3. Для решения указанной социально-демографической задачи необходимо целенаправленно создавать условия зажиточности трехпоколенной семьи, имея ввиду уровень доходов совокупно всех членов семьи не ниже 300 000 рублей в месяц в ценах лета 2024 года.
Для осуществления данного положения у общества должны возникнуть обязательственные отношения по поддержке частного бизнеса членов семьи, либо по созданию высокопроизводительных и высокооплачиваемых рабочих мест рядом с местом проживания семьи.
4. Для сохранения здоровья поколений семей, считаем необходимым обеспечить каждого члена семьи набором экологически чистых продуктов базового потребления (перечень утверждается региональным представительным органом).
5. Для сохранения культурных и морально-нравственных традиций считаем необходимым предусмотреть создание в каждом райцентре среды общественного бытия людей с непрерывной чередой праздников и событий выходного дня, с целенаправленным строительством объектов спорта, культуры и досуга.
6. Мы полностью поддерживаем усилия Правительства России по созданию высококачественного медицинского обслуживания и образования на уровнях «сельские поселения – райцентры – областные центры», но считаем необходимым усилить их дополнительным внебюджетным финансированием.
7. Мы понимаем, что изложенные нами выше необходимости намного превышают возможности современной бюджетной системы. а потому предлагаем механизм создания в каждом регионе дополнительного к бюджетному, - источника социально-экономического развития, основанного на расширенном воспроизводстве не денег, а другого фактора общественного производства – Человека.
Дело в том, что в условиях глобального финансового кризиса, когда огромные объемы финансов, не обеспеченных товарами и имуществом, просто сгорят в инфляции, единственным способом сохранения капиталов (прежде всего национальных и социально-значимых, как «гробовые» пенсионеров, депозиты физлиц, остатки на корсчетах юрлиц и пр.) является их фондирующее размещение в контурах воспроизводства Человека.
В такой постановке вопроса все вышеуказанные пожелания выглядят не излишеством, а необходимостью.
8. Механизм реализации указанного принципа предусматривает переход от рыночно-стихийного по прихоти внешних инвесторов и олигархических корпораций, - на программно-целевой характер развития в форме Программ развития каждого региона, оптимизированных не на максимизацию прибыли с вывозом её с территории, а на воспроизводство народонаселения, которое будучи оснащено полнотой современных средств производства, - станет внутренним источником генерирования прибавочного продукта, дополняющим бюджетный источник развития.
Предлагаемый Механизм легитимен в поле действующего законодательства, не нарушает бюджетные росписи и не требует изменений в деятельности всех уровней Власти, но востребует потенциал людей по внесению в Программу развития региона своих желаний и возможностей по высоко-эффективному труду, - просто им нужно в этом помочь.
9. Опыт программно-целевого развития регионов на условиях внебюджетного фондирования успешно реализован губернаторами Е.С.Савченко и А.Д.Артамонова в Белгородской и Калужской областях.
Опыт создания сбалансированного воспроизводственного контура реализован В.В.Леонтьевым в «японском чуде» (Нобелевская премия 1973 года), И.В.Сталиным в создании «блока стран социализма».
Опыт интенсивного развития на основе внешнего фондирования осуществлен Дэн-Сяо-Пином в 1979-83 гг.. и И.В.Сталиным в годы «индустриализации».
Опыт создания внутрикорпоративного источника развития территорий на клирингово-зачетных ресурсах осуществлялся в 1994-2008 годах в нескольких районах Челябинской Тюменской. Свердловской областей и Ханты-Мансийском АО Фондом поколений ХМАО. Одним из основателей и руководителей которого был автор настоящего текста.
Назаров Валентин Игоревич, профессор Международного
Славянского института, д.т.н.