На главную!

Официальный сайт Федерального Консультативного Совета


РЕЗОЛЮЦИЯ

заседания ПрезидиумаФедерального консультативного совета на тему:

«О реализации Национального проекта «Жилье и городская среда».

О вопросах массового строительства социального жилья»

28 марта 2025 г.

Обсудив тему: «О реализации Национального проекта «Жилье и городская среда». О вопросах массового строительства социального жилья» участники заседания Президиума Федерального консультативного советаотмечают следующее:

реализация Национального проекта «Жилье и городская среда» оказывает существенное влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации.

Национальный проект «Жилье и городская среда» включает в себя четыре федеральных проекта: Федеральный проект «Жилье»; Федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда»; Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды»; Федеральный проект «Чистая вода».

По итогам 2024 года основные показатели и результаты Национального проекта «Жилье и городская среда» достигнуты.

1. Федеральный проект «Жилье».

За 6 лет объем жилищного строительства (с 2019 г.) составил 577,7 млн. кв.м. жилья (многоквартирные дома (МКД)– 272,1; Индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) – 305,6):

2019 г.:– 82 млн. кв.м. (МКД– 43,5, ИЖС– 38,5);

2020 г.:– 82,2 млн. кв.м. (МКД– 42,4, ИЖС– 39,8);

2021 г.:– 92,6 млн. кв.м. (МКД– 43,5, ИЖС– 49,1);

2022 г.:– 102,7 млн. кв.м. (МКД– 45,5, ИЖС– 57,2);

2023 г.:– 110,4 млн. кв.м. (МКД– 51,7, ИЖС– 58,7);

2024 г.:– 107,77 млн. кв.м. (МКД– 48,5, ИЖС– 62,27).

Объем МКД в стадии строительства увеличился в 1,2раза – с 96,4 млн. кв.м. в 2021 году до 114,7 млн. кв.м. в 2024 году:

2021 г.:–96,4 млн. кв.м.; 2022 г.:– 99 млн. кв.м.;

2023 г.:– 106,1 млн. кв.м.; 2024 г.:– 114,7 млн. кв.м. (+13,6% к плану –

101 млн. кв.м.).

В 1,3 раза увеличился градостроительный потенциал земельных участков, вовлеченных в оборот в целях жилищного строительства, с 241,3 млн. кв.м. в 2021 году до 313,9 млн. кв.м. в 2024 г.:

2021 г.:–241,3 млн. кв.м.; 2022 г.:– 246,2 млн. кв.м.;

2023 г.:– 280,4 млн. кв.м.; 2024 г.:– 313,9 млн. кв.м. (+63,5% к плану – 192 млн. кв.м.).

Количество семей, улучивших свои жилищные условия, с 2019 г. составило 23,7 млн.: приобрели квартиру, построили дом, переехали из аварийного жилья или провели капремонт.

2019 г.:– 3,5 млн. семей; 2020 г.:– 3,6 млн. семей; 2021 г.:– 4,2 млн. семей; 2022 г.:– 3,7 млн. семей; 2023 г.:– 4,4 млн. семей. 2024 г.:– 4,3 млн. семей.

2. Федеральный проект «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».

С 2019 г. переселено 810,61 тыс. человек из 13,7 млн. кв.м. аварийного жилищного фонда. За 2024 год переселили 128,72 тыс. чел. (130%) из 2,2 млн. кв.м. (118,7% от плана) аварийного жилья.

3. Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды».

С 2019 года в 5,4 раза увеличилось количество благоустроенных общественных территорий – с 5 910 в 2019 г. до 31 940 ед. в 2024 г. (+2,5% к плану– 31 161 ед.).

2019 г.:– 5 910 ед.; 2020 г.:– 11 835 ед.; 2021 г.:– 17 344 ед.;

2022 г.:– 22 609 ед.; 2023 г.:– 27 679 ед.

В рамках Всероссийского конкурса реализовано 907 проектов победителей (нарастающим итогом).

2019 г.:– 80 ед.; 2020 г.:– 88 ед.; 2021 г.:– 158 ед.; 2022 г.:– 147 ед.;

2023 г.:– 221 ед.; 2024 г.:– 213 ед.

Дополнительно благоустроено 41 130 дворовых территорий (2019 г. 10 617, 2020 г.– 8 385, 2021 г.– 7 974, 2022 г.– 5 798, 2023 г.– 4 785, 2024 г.– 3 571).

Доля городов с благоприятной средой для жизни также увеличилась с 26,8% до 68%(+41,2%) от общего числа городов страны, а их количество возросло до 759.

Доля граждан, которые принимают участие в решении вопросов благоустройства увеличилась в 3 раза– с 10,5% в 2019 г. до 31,5% в 2024 г.

4. Федеральный проект «Чистая вода».

Доля населения, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, увеличилась до 89,197% (в 2019 г.– 85,5%), а городского населения до 95,425% (в 2019 г.– 93,2%).

Общее количество построенных и реконструированных объектов по проекту к концу года по оперативным данным составило 1473 шт. (104% от плана – 1413 ед.):

2019 г. :– 72 объекта; 2020 г.: – 172 объекта; 2021 г.: – 431 объект;

2022 г.: – 794 объекта; 2023 г.:– 1 183 объекта; 2024 г.: – 1 473 объекта

(+60 ед. к плану 1413 ед.).

Вместе с тем, в стране наметился рост банкротств застройщиков, который может перейти в тенденцию.

В 2024 году из-за отмены льготной ипотеки, а также дорогих банковских кредитов в большинстве городов-миллионников: Челябинске, Красноярске, Краснодаре, Казани, Ростове-на-Дону, Волгограде, Уфе, Воронеже, Новосибирске, Перми, Самаре, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге нераспроданные остатки жилья составляют больше 60%.

После отмены большинства программ субсидированной ипотеки под наиболее сильным давлением оказались именно региональные девелоперы и проекты.

При нынешних значениях ключевой ставки ситуация с банкротствами будет продолжаться, особенно если речь идет о регионах, где спрос последние годы поддерживался за счет льготной ипотеки.

Первоочередной потребностью для каждой семьи является наличие собственного жилья, без удовлетворения этого требования человека невозможно говорить ни о каких иных социальных приоритетах общества.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилье. От выбора подходов и методов решения социально-политической проблемы доступного и комфортного жилья для населения зависят не только общий масштаб и темпы жилищного строительства, но и реальное благосостояние граждан, и, конечно, их физическое и моральное самочувствие, мотивация поведения и политические оценки.

Социальное жилье предполагает значительное участие государства и местных органов власти в его создании и управлении. Однако, чем раньше предприниматели России осознают свою ответственность за решение социальных задач и чем раньше общество сформирует свое отношение к жилью как к объективно платному благу, тем скорее и эффективнее будет решена в стране проблема нехватки социального жилья. Вмешательство государства и его участие в обеспечении части граждан жильем оправдано тем, что рынок не может обеспечить потребности низкодоходных групп населения, так как он производит недостаточное количество жилья, а в обществе всегда будут присутствовать группы населения, нуждающиеся в поддержке государства при решении своих жилищных проблем.

Социальное жильё концентрируется в основном не в местах точечной застройки, а в местах, специально выделенных под жилые массивы. Нормативы обеспечения таких жилых массивов инженерным оборудованием, сетями электроснабжения и водоснабжения, канализации, связи, а также социальными объектами (школами и детскими садами, поликлиниками, магазинами и проч.) – СНиПы, определяющие в дальнейшем качество жизни населения – зависят от выбранного типа поселения.

В городских агломерациях надо последовательно повышать уровень используемых нормативов и это более или менее реализуется; что же касается застройки в сельской местности, то следует решительно отказаться от использования таких типов поселений, как «вахтовый поселок» и «поселок городского типа».

В первом случае изначально предусматривается лишь временное пребывание работника на территории поселка, что не способствует закреплению кадров и пространственному освоению регионов.

Во втором случае также не стимулируется заинтересованность жителей, находящихся «ни в городе, ни в деревне». Такая неестественная урбанизация должна быть признана неоправданной, особенно практика строительства многоэтажных зданий в сельской местности.

Надо стремиться не отрывать жителей от природной среды и создавать условия для их участия в гармоничном развитии территории поселений. Поэтому следует ориентироваться на развитие малоэтажного строительства с обязательным приусадебным участком при каждом доме. При массовом строительстве такого жилья по типовым проектам его стоимость будет вполне приемлемой.

Федеральный консультативный совет поддерживает инициативу Политической партии «Справедливая Россия - За правду"» о необходимости массового строительства социального жилья, а также о создании мощной строительной госкорпорации для развития государственно-частного партнерства в строительной отрасли.

«В стране надо буквально в экстренном порядке внедрять масштабные программы массового строительства социального жилья. Надо дать возможность миллионам людей (в первую очередь, именно молодёжи!) решать жилищную проблему путём социального найма за доступную плату. Причём, речь должна идти не о каких-то «хрущобах». Нет, это должно быть недорогое, но комфортное жильё, отвечающее потребностям современного человека» (С.М.Миронов, Председатель Социалистической Политической партии «Справедливая Россия - За правду"»).

Следует отметить отсутствие достаточных правовых механизмов для понуждения застройщиков к своевременному строительству социальных объектов, развитии, инженерной и дорожной инфраструктуры.

Застройщик должен синхронно строить само жилье, дороги, детские сады и школы.

Создана система стимулов для застройщиков, осуществляющих создание объектов социальной инфраструктуры в целях строительства стандартного жилья в рамках договора о комплексном освоении территории, - предусмотрен инвестиционный налоговый вычет на соответствующие расходы (до 80% суммы таких расходов).

Вместе с тем, требуется выработка обязывающих требований в федеральном и региональных законодательствах, обеспечивающих необходимость заключения договоров участия в развитии социальной, инженерной и дорожной инфраструктуры городов, как механизма обеспечения своевременного строительства необходимых жителям объектов, неисполнение которых приводило бы, например, к приостановке реализации данных жилищных проектов, не обеспеченных социальной инфраструктурой.

Сформировавшаяся ныне стратегия концентрации ресурсов в мегаполисах, навязанная России извне, тормозит стабильное развитие страны на всём пространстве её громадной территории.

Мегаполисы крайне уязвимы для эпидемий и разного рода техногенных катастроф, отчуждают людей друг от друга, что снижает доверие и солидарность в обществе.

Один только Московский регион, занимающий не более процента от территории Российской Федерации, вобрал в себя практически пятую часть всего российского населения.

Россия теряет своё основное геополитическое и геостратегическое преимущество — колоссальные пространства.

Необходимо перейти от укрупнения и концентрации к разумному рассредоточению, к формированию единого стандарта управления и качества жизни по всей территории России.

Необходимо активно развивать города и территории развития Сибири и Дальнего Востока, где имеются многие виды ресурсов, промышленный и научный потенциал, но наблюдается дефицит кадров и управленческих компетенций, а также главная проблема и угроза — депопуляция.

В Сибири можно модернизировать существующие, но в первую очередь нужно строить новые города в комфортных природно-климатических зонах, города современного типа, логика размещения и развития которых будет привязана к природным ресурсам.

Это должны быть города самой передовой архитектуры, с развитой инфраструктурой и наукой, образованием и здравоохранением, города комфортные, привлекательные и интересные для жизни — молодёжи, прежде всего.

Это должны быть новые научно-промышленные и экономические центры, которые станут полюсами притяжения, как для населения со всей России, так и для наших соотечественников из ближнего и дальнего зарубежья.

Такие центры дадут мощный импульс развитию Сибирского и Дальневосточного регионов и, в конечном счёте — устойчивому развитию всей российской экономики.

Речь идёт не просто о строительстве новых населённых пунктов, а именно о развитии Сибирского макрорегиона и страны в целом.

Наличие комфортных условий проживания и развитость инфраструктуры играет определяющую роль в развитии сельских поселений.

Согласно данным статистики за последние 10 лет в России сокращается как число сельских жителей, так и количество поселений. На эти процессы влияет множество факторов: снижение рождаемости, высокая смертность и более низкая продолжительность жизни по сравнению с городскими поселениями, но больше всего — дисбаланс между уровнем жизни на городских и сельских территориях, который является одной из основных причин миграции сельского населения в более благоприятные для жизни населенные пункты, главным образом городские.

Устранение существующих диспропорций между городскими и сельскими территориями является стратегической задачей, обусловливающей необходимость выработки новых подходов к реализации государственной политики в области развития сельских территорий. Особенно значимым решение указанной задачи видится в современных условиях, когда открываются большие возможности для развития и укрепления технологического суверенитета и производственного лидерства нашей страны.

Долгосрочная программа развития сельских территорий должна строиться на основе системного социально-экономического анализа, направленного на выявление конкретных точек притяжения на сельских территориях, определения ключевых факторов и направлений их развития, а также прогнозной оценки эффективности и перспектив от реализации таких программ.

Необходимо и в дальнейшем оказывать системную государственную поддержку реализации социально значимых проектов, направленных на развитие сельских территорий.

Президиум Федерального консультативного советасчитает необходимым осуществить следующее:

- обратиться в Государственную Думу с просьбой рассмотреть предложение о внесении изменений в законодательство по обеспечению своевременного строительства социальных объектов, инженерной и дорожной инфраструктуры при строительстве объектов жилищного строительства;

- обратиться в Правительство Российской Федерации с просьбой рассмотреть вопрос о разработке национальной государственной Программы по организации массового жилищного строительства на новых территориях вблизи крупных городов России, с последующей передачей домов в собственность многодетным семьям;

- обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением рассмотреть вопрос о разработке кластеров (ранее: территориально-промышленные комплексы) по принципу близости предприятий обрабатывающей/перерабатывающей промышленности к источникам сырья и водным магистралям;

- обратиться в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации с предложением рассмотреть вопрос о массовом строительстве социального жилья, а также о создании мощной строительной госкорпорации для развития государственно-частного партнерства в строительной отрасли;

- обратиться в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации с предложением рассмотреть вопрос о приоритетном строительстве малоэтажного жилья, модернизации инфраструктуры в городах, поселках и сёлах Сибири и Дальнего Востока;

- обратиться в Центральный банк Российской Федерации с предложением рассмотреть вопрос о снижении уровня ключевой ставки;

- обратиться в Совет при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам с предложением о создании Национального проекта «Государство. Семья. Пространственное развитие России».